Удержание груза, весьма действенная мера по выбиванию долгов из недобросовестных грузоотправителей и посредников, которая с одной стороны оказывает весьма стимулирующее воздействие на контрагента-должника, а с другой главное обеспечительное свойство удержания обусловливается возможностью удовлетворения требования из состава имущества должника, кроме того, удержание обеспечивает защиту интересов кредитора в случае, если должник окажется неплатежеспособным.
По опыту общения с народо-населением сложилось впечатление, что:
98% об этом своём праве знают
60% в этом уверенны
30% догадываются как это делать и только
10% точно знают как это делается
Хотя по сути всё более или менее просто:
реализация права удержания осуществляется посредством собственных действий кредитора, не требует какого-либо согласования, специальной процедуры или обширных юридических познаний;
перевозчик имеет право удерживать груз до полной выплаты провозных и других платежей по перевозке;
субъектом права удержания является по общему правилу кредитор, следствии его связи с должником, не исполнившим обязательства. Может ли обладать этим правом и законный представитель, вопрос неоднозначный, так как до настоящего времени еще не поставлена точка в вопросе о природе права удержания, утверждение, что право удержания есть сделка, ее совершение возможно и представителем (ст. 182 ГК РФ), весьма и весьма спорно, поэтому не стоит этим пользоваться;
Но, для того, что бы, при использовании этого своего права, не оказаться в роли обезьяны с гранатой, нужно знать несколько существенных моментов, при соблюдении которых действия удерживающего груз будут правомерными и принесут ожидаемый результат:
Право удержания характеризуется следующими чертами:
а) производностью, оно может возникнуть в следствии:
- § неисполнение должником в срок обязательства по оплате услуги;
- § неисполнением обязательств в иных случаях, (например, право удержания возникает у перевозчика, если грузоотправитель по договору перевозки не производит оплату ранее оказанные услуги );
- § неисполнение должником в срок обязательства по возмещению кредитору связанных с данной вещью издержек и других убытков;
Примечание: при наличии указанных юридических фактов право удержания имущества должника возникает непосредственно из закона (в отличие от большинства других способов обеспечения обязательств, возникающих на основании договора).
в) неделимостью предмета удержания. Кредитор вправе удерживать всю вещь целиком (все имущество, подлежащее передаче). Однако учитывая, что удержание имущества есть право (а не обязанность) кредитора, вполне допустимо частичное удержание;
г) незаменимостью предмета удержания. Соответствующее имущество находится у кредитора (а не передается с целью обеспечить исполнение обязательства).
Кроме того, право кредитора удерживать вещь должника характеризуется правом следования:
а) кредитор сохраняет право удержания груза и в том случае, если права на него приобретены третьим лицом (п. 2 ст. 359 ГК РФ);
б) при переходе права требования к другому лицу новый кредитор одновременно получает и право удержания (ст. 384 ГК РФ);
Хотелось бы отметить ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ моменты:
- -применение удержания возможно только в договорных отношениях – то есть когда стороны являются участниками определенного соглашения, и во внедоговорных обязательствах невозможно его применение. Удержание во внедоговорном обязательстве незаконно, поскольку образуется самовольно, не из титульного владения, как в конкретных обязательствах. Это еще раз дает основание утверждать, что сегодня применять удержание во внедоговорных обязательствах невозможно, поскольку ситуация будет усугубляться, главным образом, конфликтом с публично-правовыми отношениями;
- -удержание не возможно если это предусмотрено соглашением сторон, то есть договор содержит запрет на удержание имущества (п. 3 ст. 359 ГК РФ). Ограничить или расширить право удержания возможно на основании договора кредитора и должника. Соответствующие условия могут быть предусмотрены в договоре, исполнение которого обеспечивается удержанием, либо заключенным впоследствии;
- необходимо учитывать, что проанализировав статьи 360 и 348 ГК РФ можно сделать вывод, что право удерживания не возникает, если допущенное должником нарушение обязательства крайне незначительно и размер убытков, которые могли быть взысканы вследствие этого, явно несоразмерен стоимости имущества. Например грузоотправитель не выплатил Вам компенсацию за простой под погрузкой в размере одной тысячи рублей, и Вы решили удержать скоропортящийся груз стоимостью один миллион рублей;
В этом случае применение механизма правового института удержания является неправомерным и является основанием для привлечения лица, беспочвенно удерживающего груз, к ответственности, в том числе в виде компенсации убытков;
Удовлетворение требований кредитора, удерживающего груз, может производится из его стоимости в объеме и порядке, предусмотренных законом для удовлетворения требований, обеспеченных залогом (ст. 360 ГК РФ). Кредитор, удерживающий груз должника, имеет право на возмещение расходов по его сохранению (ст. 15 ГК РФ). В соответствии с ГК РФ при обращении взыскания на предмет удержания применяются соответствующие нормы закона о требованиях, обеспеченных залогом. Будьте внимательны, когда удерживаете «имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества». В этом случае решение суда на обращение на него взыскания обязательно. То же самое относится и к случаям, когда должник отсутствует и установить его местонахождение невозможно. В соответствии с ГК РФ хранителю предоставляется право самостоятельно продать вещь по цене, сложившейся на месте хранения, а аукцион необходимо проводить, только если стоимость вещи превышает установленный максимум.
Правами пользования и распоряжения удерживаемым грузом кредитор не обладает.
Всё это применимо не посредственно к договору перевозки, в случае договора транспортной экспедиции, существуют некоторые существенные моменты, например, для правомерности удержания, договор перевозки не должен содержать запрета на это действие, договор же транспортной экспедиции наоборот, должен содержать пункт об этом праве экспедитора.
P.S. Стоит отметить ещё раз момент что «применение удержания возможно только в договорных отношениях», и если Вы решили воспользоваться своим правом на удержание, то внимательно изучите свой договор, посмотрите кто согласно товарно-транспортных накладных является фактическим грузовладельцем, а кто перевозчиком. Так же стоит помнить, что для отнесения того или иного договора к договору перевозки или транспортной экспедиции имеет значение не только сфера деятельности и круг исполнения обязательств каждой из сторон, но также и строго определенный субъектный состав. Если у Вас возникли вопросы по конкретному случаю, то пишите на форуме, попытаюсь Вам помочь.
Олег Фёдоров.
|